13 мар. 2018 г.

"Обычаи и этика псовой охоты" Л.П. Сабанеев

Практика псовой охоты за века выработала определённые этические принципы и обычаи. Некоторые из этих старинных правил, актуальных и сейчас,
Л.П. Сабанеев сформулировал так:

"Так как цель охоты - общее удовольствие, то все члены её должны об этом заботиться и не наносить друг другу неприятности...

...Отнюдь не обманывать друг друга во время полевой езды, даже шутя.

...Если возникнет охотничий спор в поле, не оскорблять самолюбия товарища, не унижать достоинства любимых его собак, особенно если он страстный охотник: всякая страсть в возбуждённом состоянии не подчиняется рассудку.

...При травле чего бы то ни было, можно подбросить травившему свою свору, но только вугон или скосика; спускать же встречу строго воспрещается, потому что собаки могут сшибиться, друг друга искалечить и даже убиться насмерть. Дозволяется только завстречать, если она надёжна, травимого другими старого волка.

...Во время общей травли лисиц и зайцев, если которая собака и поймает зверя, но его спустит и он побежит свежо - своими ногами, то зверь будет принадлежать тому, чья собака поймает окончательно и зверя не спустит. Когда зверь пойман, то подскакавший борзятник не должен отбивать собак, пока не возьмёт зверя в руки, потому что есть собаки сиротливые, которые при хлопаньи арапником бросят зверя, и он может или понориться, или слезть в остров, одним словом - уйти. Итак, для избежания спора, если у сиротливой собаки отобьют зверя, не взяв его в руки, и он побежит, то, чья бы собака его не поймала, зверь принадлежит той, которая поймала, т.е. которая по неосторожности и неловкости борзятника выпустила зверя из зубов.

...При травле волка он (из-под каких бы собак он принят ни был) должен принадлежать хозяину той собаки, которая первая его остановила, т.е. не дозволила ему бежать во все ноги, несколько раз его задерживала (хотя и не брала в глотку) и тем дала возможность приспеть настоящим волкодавам.
 
Семён Кожин. Русская охота (2007г., холст, масло)

...Когда борзятники стоят на местах под островом, то никто не должен проезжать впереди охотника, а объезжать его сзади. Так точно, если охотник протравит зверя обратно в остров и собаки его унесутся туда же, он не должен ездить по опушке и кричать; во-первых, потому, что он отпугает зверя от ближайших товарищей, а во-вторых, если собаки его высворены как следует, они сами вырыщут на занимаемый ими лаз. Если же они молоды, по первой осени, то, чтоб не носились под гончими и не мешали им в гоньбе, борзятник обязан стать за первый куст острова против своего места и свистом вызывать собак; когда же они к нему прирыщут, то живо принять их на свору и стать на своё место.

...Если гончие, выставившие зверя, вынесутся из острова в поле, то борзятник, который травил или травит этого зверя, обязан остановить их немедленно, хлопая арапниками и покрикивая: “Стой! Стой! Стой гончие! Стой! Дошёл! Дошёл! Дошёл, дошёл! Ого-го-го! В остров! В остров! Вались в остров!” В противном случае, если гончие параты и псари от них отстали, а борзятник займётся своей травлей, то они могут прорваться в другой остров или уйму, тогда сбить их будет тяжело.
Выжлятники же, в свою очередь, увидав вловивших в остров борзых, обязаны немедленно прогнать их из острова к борзятнику; а если борзая носится под гончими, то, подловив её, хорошенько высечь арапником в острову и также прогнать из острова на зов борзятника.

...Начинать травить, т.е. показывать борзым собакам зверя, следует только тогда, когда зверь бежит или побежал. Когда же зверь не бежит ещё, а только, отойдя от опушки, осматривает местность или идёт полем, не замечая борзятника, то показывать его собакам отнюдь не следует, а в это время борзятник обязан, смотря по положению зверя, или нажать его на себя в меру, или подъезжать к нему, непременно шагом.

При травле зайца борзятник, желая показать его собакам, должен за ним и заотукать собакам, показывая арапником вперёд на зайца и произнося учащённо вполголоса: “О-о-оту его!” - до тех пор, пока собаки не пометят зайца. При травле же лисиц и волка борзятник точно так же должен поскакать за зверем, и в первом случае подняв арапник кверху, а во втором подняв к верху правою же рукою шапку, заулюлюкать собакам, произнося учащённо и вполголоса: “Улю-лю-лю! Улю-лю-лю!” - до тех пор, пока собаки не пометят зверя. И только при травле волка, когда борзые его догонят, дозволяется ободрить собак своим присутствием и громко заулюлюкать им.
Когда затравлены заяц или лисица, то борзятник обязан, живо соскочив с лошади и отгойкав борзым, принять моментально зверя от собак; отколов зайца и отпазанчив задние лапки, второчить в заднее тороко на седло, лисицу же пришибить в голову по переносью кнутовищем арапника и также второчить на седло, только не за задние ноги, а за шею и перекинуть также на другую сторону седла трубою книзу и тоже брюшком к седлу. При этом необходимо удостовериться, действительно ли она мертва. Лучше всего, взяв лисицу за ноги, ударить головою о землю, затем стать одною ногою на шею лисице, а руками взять за задние ноги и, повернув лисицу (перекрутив), потянуть кверху.

Примечание. Откалывают и отпазанчивают зайцев так: левою рукою берут зайца за шею сзади или за уши, а правою втыкают охотничий нож в грудь его между плечами на 11/2 - 2 вершка в глубину в вертикальном направлении. После этого берут зайца за заднюю ногу и, встряхнув его головою вниз, чтобы стекла кровь, левою рукою берут за задний пазанок, а правою на суставе пазанка делают пониже колена надрез кожи и затем, поддев нож правой рукой под надломленный сустав, отрезывают пазанок. Когда оба пазанка отрезаны, в одной из задних ног делают прорез между сухожилиями и костью выше колена и вставляют в него другую ногу. В образованную таким образом ногами петлю продевают один ремень тороков и, подтянув зайца поближе к седлу, этим ремнём охватывают обе ноги зайца и затягивают петлю.
К принятому собаками волку борзятник, подскакав, обязан живо соскочить с лошади и, улюлюкая борзым, моментально взять волка за заднюю ногу и, не выпуская ноги из левой руки, воткнуть нож правою рукою под переднюю лопатку в бок.
Волка кладут поперёк лошади на задние торока и правыми тороками привязывают волка к седлу под передние лопатки, а левыми - между рёбрами и задними ногами чрез крестец волка.
Если заяц был подозрен, и его затравили собаки нескольких охотников, то затравленный заяц принадлежит тому, кто его подозрел. Охотник, подозревший на лёжке лису, пользуется преимущественным правом пустить по ней своих борзых".

Статья с сайта http://finnka.com
Подготовила Подготовила Иветта Шаньгина. 
Ссылка на сайт-источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий